Главная > Журнал "Морское наследие"

Журнал "Морское наследие"

16.05.2017 - Боевой колесный пароход «Гремящий» на дне Балтийского моря

Сохранились лишь три корабля Военно-морского флота, построенные до революции: ботик Петра I, ботик «Фортуна» и крейсер революции «Аврора», зато на дне морей и океанов можно отыскать уникальные экспонаты, избежавшие разрушения временем и стихией, являвшиеся когда-то гордостью нашего государства. Среди них есть образцы, имеющие мировое значение. Например, колесные пароходы – символ создания парового флота. Судя по справочникам, сегодня в мире осталось лишь 8 таких памятников: по одному в Англии, Германии, Швейцарии, России и Финляндии (причем в Финляндии – реплика), даже в США при наличии гигантского музейного флота из более чем 200 кораблей и судов насчитывается лишь 3 колесных парохода. И среди них нет ни одного военного, хотя именно боевые колесные пароходы в течение нескольких десятилетий олицетворяли технологический прогресс и мощь государства.

03.05.2017 - Русские жертвы и свидетели "величайшей трагедии на море"

24 апреля 1915 года многие западные газеты вышли с заголовками, извещающими о «величайшей трагедии на море». Речь шла о потоплении германской подводной лодкой U-20 британского пассажирского лайнера «Лузитания», повлекшем огромные человеческие жертвы, сопоставимые с числом погибших на «Титанике». Однако исследователям, изучающим обстоятельства этого эпизода Первой мировой войны, стал известен ряд фактов, которые заставляют усомниться в объективности официального заключения британского Адмиралтейства, возложившего вину за происшедшее исключительно на военно-политическое руководство Германии. Маршрут судна (проложенный через район, объявленный Германией военной зоной, где все суда Великобритании, а также ее союзников без предупреждения подлежали уничтожению германским флотом), неоправданное снижение скорости хода, странный второй взрыв неустановленного происхождения вслед за взрывом торпеды, подозрительная информированность немцев, тенденциозность судебного расследования – все это является косвенным подтверждением версии о возможности провокации, цель которой заключалась в том, чтобы получить убедительный повод для вступления Соединенных Штатов Америки в войну.
Но какие бы силы ни стояли за этим трагическим инцидентом, его жертвами стали простые люди, в том числе, как это ни странно (принимая во внимание место и время события), наши соотечественники.

29.03.2017 - Как художник Карл Брюллов научил моряков пройти Дарданеллы

1835 года, августа 8/20 пятница. Два наши корабля, отправившиеся из Смирны за несколько дней до моего оттуда отбытия, только третьего дня прибыли сюда и стояли теперь на якоре в Босфоре. Северный ветер долго задерживал их близ устья Дарданеллов, но «Фемистокл» пробился через узкий пролив с удивительной ловкостью, и англичане, посещающие док Джозеппино, рассказывали мне, что капитан «Фемистокля» заслужил при сем случае удивление опытнейших английских моряков.

07.03.2017 - Андреевский флаг над Каспием

На протяжении веков только Россия имела на Каспийском море военный флот, что позволяло ей отстаивать приоритетное право на контроль над судоходством и торговлей в этом регионе.

27.02.2017 - Порт-Артур: расстались братьями


Подготовку и вывод советских войск из Китайской Народной Республики в 1954-1955 годах капитан 1 ранга в отставке Александр Степанович Маслаков запечатлел с репортерской точностью. В ту пору автор, будучи старшим лейтенантом, служил корреспондентом в газете «Портартурец» Порт-Артурской военно-морской базы Тихоокеанского флота. Недавно он завершил работу над книгой воспоминаний «Прощание с Порт-Артуром». Публикуемый журналом «Морское наследие» небольшой отрывок передает атмосферу тех необычных дней.

08.04.2016 - Считаю проводку возможной


27 октября 2015 года в Русском географическом обществе под председательством известного полярника Виктора Ильича Боярского состоялось заседание Полярной Комиссии, посвященное 75-летию первого в истории перехода подводной лодки Северным морским путем за одну арктическую навигацию. Командовал Щ-423, один из лучших советских подводников капитан 3 ранга Измаил Матигулович Зайдулин. В день заседания комиссии ему исполнилось бы 110 лет.

08.04.2016 - Забытые священники-мореходы


Стали уже привычными сообщения о священниках, отправляющихся вместе с экипажами надводных кораблей и подводных лодок ВМФ РФ на боевую службу или в дальний поход. 6 ноября 2015 года вместе с экипажем океанографического судна «Адмирал Владимирский» отправился к берегам Антарктиды иерей Олег Андреев. Но вряд большинству священников военного благочиния, окормляющих экипажи кораблей Военно-морского флота РФ, известны имена их предшественников – участников знаменитых кругосветных плаваний и экспедиций к далеким берегам эпохи парусного флота.

12.11.2015 - Открыта подписка на 2016 год. Стоимость - 1500 руб

Открыта подписка на 2016 год. Стоимость - 1500 руб

17.10.2015 - Место Гангутского боя

Исследователям из Санкт-Петербурга удалось точно определить место Гангутского сражения, результатом которой стала первая победа Российского флота на море. Весьма символично, что это открытие свершилось в год 300-летнего юбилея славной виктории у полуострова Гангэудд (Гангут – ныне Ханко).