Главная > Журнал "Морское наследие"

Журнал "Морское наследие"

16.05.2017 - Боевой колесный пароход «Гремящий» на дне Балтийского моря

Сохранились лишь три корабля Военно-морского флота, построенные до революции: ботик Петра I, ботик «Фортуна» и крейсер революции «Аврора», зато на дне морей и океанов можно отыскать уникальные экспонаты, избежавшие разрушения временем и стихией, являвшиеся когда-то гордостью нашего государства. Среди них есть образцы, имеющие мировое значение. Например, колесные пароходы – символ создания парового флота. Судя по справочникам, сегодня в мире осталось лишь 8 таких памятников: по одному в Англии, Германии, Швейцарии, России и Финляндии (причем в Финляндии – реплика), даже в США при наличии гигантского музейного флота из более чем 200 кораблей и судов насчитывается лишь 3 колесных парохода. И среди них нет ни одного военного, хотя именно боевые колесные пароходы в течение нескольких десятилетий олицетворяли технологический прогресс и мощь государства.

03.05.2017 - Русские жертвы и свидетели "величайшей трагедии на море"

24 апреля 1915 года многие западные газеты вышли с заголовками, извещающими о «величайшей трагедии на море». Речь шла о потоплении германской подводной лодкой U-20 британского пассажирского лайнера «Лузитания», повлекшем огромные человеческие жертвы, сопоставимые с числом погибших на «Титанике». Однако исследователям, изучающим обстоятельства этого эпизода Первой мировой войны, стал известен ряд фактов, которые заставляют усомниться в объективности официального заключения британского Адмиралтейства, возложившего вину за происшедшее исключительно на военно-политическое руководство Германии. Маршрут судна (проложенный через район, объявленный Германией военной зоной, где все суда Великобритании, а также ее союзников без предупреждения подлежали уничтожению германским флотом), неоправданное снижение скорости хода, странный второй взрыв неустановленного происхождения вслед за взрывом торпеды, подозрительная информированность немцев, тенденциозность судебного расследования – все это является косвенным подтверждением версии о возможности провокации, цель которой заключалась в том, чтобы получить убедительный повод для вступления Соединенных Штатов Америки в войну.
Но какие бы силы ни стояли за этим трагическим инцидентом, его жертвами стали простые люди, в том числе, как это ни странно (принимая во внимание место и время события), наши соотечественники.

29.03.2017 - Как художник Карл Брюллов научил моряков пройти Дарданеллы

1835 года, августа 8/20 пятница. Два наши корабля, отправившиеся из Смирны за несколько дней до моего оттуда отбытия, только третьего дня прибыли сюда и стояли теперь на якоре в Босфоре. Северный ветер долго задерживал их близ устья Дарданеллов, но «Фемистокл» пробился через узкий пролив с удивительной ловкостью, и англичане, посещающие док Джозеппино, рассказывали мне, что капитан «Фемистокля» заслужил при сем случае удивление опытнейших английских моряков.

07.03.2017 - Андреевский флаг над Каспием

На протяжении веков только Россия имела на Каспийском море военный флот, что позволяло ей отстаивать приоритетное право на контроль над судоходством и торговлей в этом регионе.

27.02.2017 - Порт-Артур: расстались братьями


Подготовку и вывод советских войск из Китайской Народной Республики в 1954-1955 годах капитан 1 ранга в отставке Александр Степанович Маслаков запечатлел с репортерской точностью. В ту пору автор, будучи старшим лейтенантом, служил корреспондентом в газете «Портартурец» Порт-Артурской военно-морской базы Тихоокеанского флота. Недавно он завершил работу над книгой воспоминаний «Прощание с Порт-Артуром». Публикуемый журналом «Морское наследие» небольшой отрывок передает атмосферу тех необычных дней.

08.04.2016 - Считаю проводку возможной


27 октября 2015 года в Русском географическом обществе под председательством известного полярника Виктора Ильича Боярского состоялось заседание Полярной Комиссии, посвященное 75-летию первого в истории перехода подводной лодки Северным морским путем за одну арктическую навигацию. Командовал Щ-423, один из лучших советских подводников капитан 3 ранга Измаил Матигулович Зайдулин. В день заседания комиссии ему исполнилось бы 110 лет.

08.04.2016 - Забытые священники-мореходы


Стали уже привычными сообщения о священниках, отправляющихся вместе с экипажами надводных кораблей и подводных лодок ВМФ РФ на боевую службу или в дальний поход. 6 ноября 2015 года вместе с экипажем океанографического судна «Адмирал Владимирский» отправился к берегам Антарктиды иерей Олег Андреев. Но вряд большинству священников военного благочиния, окормляющих экипажи кораблей Военно-морского флота РФ, известны имена их предшественников – участников знаменитых кругосветных плаваний и экспедиций к далеким берегам эпохи парусного флота.

12.11.2015 - Открыта подписка на 2016 год. Стоимость - 1500 руб

Открыта подписка на 2016 год. Стоимость - 1500 руб

17.10.2015 - «Здесь всякий изнеможенный служивый найдет себе помощь и успокоение...»

В октябре 2015 г. 1-й Военно-морской госпиталь будет отмечать 300-летие со дня основания. В летописи отечественного флота он известен также как Адмиралтейский госпиталь Императора Петра Великого. Его официальное наименование менялось не раз, но на протяжении всех лет своего существования он не переставал пользоваться репутацией одного из лучших лечебных учреждений страны.

17.10.2015 - Место Гангутского боя

Исследователям из Санкт-Петербурга удалось точно определить место Гангутского сражения, результатом которой стала первая победа Российского флота на море. Весьма символично, что это открытие свершилось в год 300-летнего юбилея славной виктории у полуострова Гангэудд (Гангут – ныне Ханко).